В марте 1933 года Чавес назначен директором Департамента изящных искусств в Министерстве просвещения. Много энергии затрачивает он на распространение музыки среди широких слоев населения в стремлении «дать образование как можно большему числу людей, чтобы они могли понимать и ценить музыку, создавать музыку, достойную этих людей, и без устали пропагандировать еечтобы искусство, не теряя высоких качеств, спустилось со своего одинокого пьедестала» 1и. Благодаря усилиям Чавеса в эти годы предпринимается ояд фольклорных экспедиций с целью собирания народных песен. Изучение народного искусства вводится в программы общеобразовательных школ. Сам Чавес делает множество обработок народных песен, организует детские хоровые коллективы, устраивает концерты в рабочих аудиториях. По его инициативе в 1933 году создается специальный оркестр народных инструментов — как древних ацтекских, так и современных. Но главное для него — «писать самому и заставлять молодых композиторов писать музыку простую и благородную по стилю» “.Стремление Чавеса и его сподвижников к прогрессивным преобразованиям постоянно наталкивалось на стойкое противодействие, преодолеть которое было трудно. Их усилия в конечном счете были усилиями одиночек в борьбе против целой системы.
В 1934 году Чавес был вынужден отказаться от поста директора Департамента изящных искусств, а еще через год он ушел из консерватории.Не раз на своем пути Чавес испытывал горечь поражений, и лишь его непреклонная воля, чувство долга перед своим народом заставляли его снова и снова браться за работу по организации музыкальной жизни в стране. Он использует все возможности для пропаганды мексиканского искусства. Так, на выставке мексиканского искусства за двадцать веков, организованной в Нью-Йорке в мае 1940 года, Чавес организовал ряд концертов, широко представляющих музыку Мексики от древнейших времен до наших дней. Среди исполненных произведений были, в частности, «Месса» Хосе Альда-ны, «Соны марьячи» Бласа Галиндо, «Мексиканские корридос» Висенте Мендосы, «Хочипилли Макуилхо-читл» — произведение Чавеса для ацтекских инструментов докортесова периода, многие современные народные песни и танцы.
|