Кубинское болеро не имеет ничего общего с испанским болеро. Без сомнения, Болеро – это романтическая музыка преимущественно Латинской Америки и Карибского бассейна, и кубинцы имеют законное основание гордиться родиной болеро.
Его развитие начинается на востоке Кубы. Кубинское болеро появляется в 1883 году, когда музыкант из Сантьяго (Santiago) Хосе Пепе Санчес (Jose Pepe Sanchez) создает первое болеро под названием «Тризтэсас (Tristezas)». Дон Пепе Санчес (Pepe Sanchez) родился в Сантьяго дэ Куба (Santiago de Cuba), и именно он обрисовал и обозначил формальные, гармоничные и стилистические черты сборников любовной средневековой лирики, и тем самым – болеро. Дон Пепе был портным по профессии и учителем музыки по таланту, роду занятий и призванию.
Кубинское болеро – это музыка сугубо городская, которая имеет много общего с Трова (Trova) и Кубинской национальной песней и мало - со старым испанским болеро, у которого было заимствовано практически только одно название. Очевидно, что название жанра происходит от старинного испанского танца Сегидийяс Болэрас (Seguidillas Boleras). Это испанское происхождение отодвинулось со временем на второй план. Испанское болеро было привнесено в тонадилью и классическую музыку. Эта разновидность танца Фанданго (Fandango) была создана Сересом (Cerezo) в Испании в 1780 году.
На Кубе болеро приобретает двойной ритм - очевидное влияние африканского стиля. Таким образом, болеро – это ответвление Фанданго (Fandango) и Сегидильяс Болерас (Seguidillas Boleras), которое преобразовалось в более медленную форму и приобрело другое стихосложение, судя по тому как его поют на Кубе, в Мексике, Аргентине или Доминиканской республике, где оно сливается с Сон (Son) и Ранчерас Мэхиканас (Rancheras Mexicanas) и образует лирическую песню или Бачату (Bachata).
Альберто Вийалон (Alberto Villalоn) и Синдо Гарай (Sindo Garay) вводят болеро в Гаване в начале этого века. Болеро до середины XX века породило все формы культивирования Кубинской песни, которая на Кубе известна под названием Филинг (Feeling). Среди первых создателей были Педро Хунко (Pedro Junco) и Орландо де ла Роса (Orlando de la Rosa), хотя более выдающимися именами в этом деле являются Хосе А. Мэндэс (Jose A. Mendez), Сесар Портилльо де ла Лус (Cesar Portillo de la Luz), Луис Яньес (Luis Yanez), Таня Кастельянос (Tania Castellanos), Марта Вальдес (Marta Valdes), Росендо Руиз (Rosendo Ruiz) и Франк Домингес (Frank Dominguez).
Позднее Бенни Морэ (Benny More), Пачо Алонсо (Pacho Alonso) и недавно Чео Фелисьяно (Cheo Feliciano) и другие возвели Феелинг (Feeling) на значительную высоту. В 1929 году своим бессмертным произведением «Акэйос охос Вердэс (Aquellos ojos verdes)» Нило Мелендес (Nilo Melendez) обрисовывает современный стиль жанра. Сегодна испольнители как знаменитая кубинская певица Омара Портуондо (Omara Portuondo) продолжают трациции болеро.
Болеро было провозглашено «Королём Сердец», и новые поколения его воспринимают и им наслаждаются, потому что это наиболее экспрессивная форма, используемая для выражения любовных чувств. Можно наслаждаться болеро, как песней и как танцем, и стоит заметить, что ему предшествовал ряд музыкальных жанров и направлений, которые смешались и породили новый стиль. Несмотря на то, что их более сотни, болеро входит в историю кубинской музыки, как одна из романтичных мелодий.
|