Одним из самых популярных блюд на Кубе называют MOROS y CRISTIANOS – смесь черных бобов и белого риса, приготовленную вместе с чесноком и другими специями. Само по себе это блюдо представляет собой не просто вкусную еду, а является своего рода символом союза двух разных культур – африканской и европейской, которые поразительным образом вобрала в себя история развития этого островного государства.
На протяжении многих лет Куба переживала разного рода спады и подъемы, которые оказали существенное влияние на развитие ее культуры. Болезни и унижения, принесенные испанскими колонистами, уничтожили большую часть коренного населения. Века рабства принесли страдания сотням и тысячам местным жителям и их потомкам.
Вскоре африканские рабы, привезенные испанцами для работ на сахарных плантациях, превзошли по численности европейских колонистов. И хотя, католические священники старались обратить африканцов в христианскую веру, все их стремление фактически сводилось к тому, что они давали им христианские имена. Поэтому, в действительности, SANTERIA, религия, которая поразительным образом сочетает в себе испанский католицизм и африканские обычаи поклонения божествам, до сих пор остается важной частью духовной жизни Кубы. Помимо этого, позиция испанских политических и религиозных правящих кругов по отношению к африканской культуре, хотя и была несомненно деспотичной, все же оказалась более лояльной чем в других колониальных обществах.
Так например, обществам взаимной помощи, CABILDOS, в свое время даже было разрешено давать образование кубинцам африканского происхождения, обеспечивая тем самым возможность сохранения их культурных особенностей.
Присутствие африканского населения на Кубе оставалось сильным еще и потому, что торговля рабами в испанских колониях велась на протяжении довольно большого периода времени и не была запрещена вплоть до 1886 года. До сих пор на Кубе живут люди, чьи прабабушки и прадедушки были выходцами из Африки. Такое тесное переплетение традиций духовной жизни европейцев и африканцев нашло свое отражение в своеобразии кубинской культуры. Во время больших празднетств, когда европейские завоеватели (CONQUISTADORES) пели и танцевали (польку, менуэт, куадрилью, дансон, мазурку…), их рабы наблюдали за ними.
Со временем они перенимали некоторые европейские движения, добавляли туда свои ритмы и мотивы и, таким образом, стали появляться новые танцы, основанные на слиянии традиций разных культур, традиций белокожей и чернокожей половины человечества.
В середине 19–го века на смену африканским рабам пришла дешевая рабочая сила из Индии. Индийские традиции тоже внесли свою лепту в развитие кубинских танцев. Возможно они и не оказали столь существенного влияния на развитие культурных традиций Кубы как африканские, однако несомненно некоторые танцевальные движения были заимствованы именно из индийской культуры. Хотя при этом надо отметить, что индийские народные танцы до сих пор поражают нас неповторимостью своего собственного стиля.
Однако несмотря на существование рабства, происходящие революции, социальные перевороты и разного рода запреты, кубинцы всегда верили в будущее. Их танцы и музыка своей энергией и жизнерадостностью заставляли людей забывать про свои беды и надеяться на лучшее. Сила кубинской музыки была настолько велика, что оказала свое влияние фактически на каждый уголок земли. Так, например, HABANERA, танец, который обязан своим происхождением бальным залам Испании и Франции, был в моде в начале 1900-х и повлиял на развитие знаменитого сейчас TANGO. Веселая песенка EL MANICERO, про продавца орехов, была в 1930-е годы эквивалентом популярной сейчас песни MACARENA и привлекла внимание к кубинской музыке во всем мире.
В 40-х годах кубинский композитор ОРЕСТЕ ЛОПЕС написал композицию (танец), называемый МАМБО (название танца в переводе означает «разговаривать на языке Конго»). Эта композиция сразу же стала пользоваться большой популярностью у публики и именно благодаря ей афрокубинская музыка стала известна во всем мире. А в конце 50-х годов ПЕРЕЗ ПРАДО превратил MAMBO в любимый танец Америки и Европы.
В тех же 40-х годах на основе стихов кубинского поэта НИКОЛАСА ГИЛЛЕНА создаются новые ритмы и песни. В это время происходит смешение различных кубинских ритмов - Болеро, Ча-Ча-Ча, Мамбо, - автором которых стал кубинский композитор ДАМАСО ПЕРЕЗ ПРАДО, с традиционными ритмами ГУАГУАНКО и СОН и американской музыкой. На этой же основе чуть позднее возникает JAZZ LATINO.
|